Форум » Семинары и диспуты » Семинар по 4хуровневой концепции » Ответить

Семинар по 4хуровневой концепции

БСН: Организуется семинар по 4хуровневой концепции развития цивилизации. Периодизация развития цивилизации, с выделением этапов по сменам ведущих ценностей. Сегодняшняя эпоха как фаза перехода от 3го этапа к 4му. Признаки кризиса сегодняшней модели устройства общества, на какой системе ценностей должно быть построено новое общество. См. частичное описание и таблицу этапов на http://revolutija.narod.ru/rst/nitmn.htm Активное обсуждение я планирую на субботу-воскресенье, т. е. 21-22 января, пока все желающие могут задать предварительные вопросы. 12.02.2006 Изложение закончено, оценить и прокоментировать можно в теме "Оценка 4хуровневой концепции"

Ответов - 66, стр: 1 2 3 4 5 All

shimnik: Давайте я не буду вам мешать, вы великолепны в анализе относительных величин. Тем более что для меня развития в принципе не существует скажем так игрушка трансформер, а так же учитывая моё понимание времени когда прошлое и будущее и настоящее для меня настоящее это только усложнит диалог с возможной меньшей пользой а это для меня важно. К вашей концепции у меня нет претензий. Меня интересует какие действия вы предлагаете основвываясь на ней?

БСН: Таким образом, мы отходим от ущербной западной точки зрения, в результате которой вся истории развития человечества предстаёт перед нами как, в основном, накопление средств производства и технический прогресс, и правильно указываем, что основное внимание в рассмотрении истории развития человечества, объяснении и выявлении его закономреностей, следует обратить именно на культурный компонент. При рассмотрении последней ступени развития человечества - цивилизации мы должны учитывать, что на этом этапе происходит развитие культуры, той части культуры, которая свойственна цивилизации, т .е сложному, большому обществу, в котором мы наблюдаем занчительное разгарничение функций людей по различным признакам и наличие большого числа разнообразных связей и отношений между ними. Есть часть культуры, которая специфична для цивилизации, и она появилась именно в ходе развития цивилизации - театры, школы, политические партии и т. п. Длительное развитие общества приводило к тому, что все эти части культуры возникали из неких зародыше,й проходили длительный этап развития и притирки друг к другу, в результате чего у людей постепенно скалдывалось более-менее целосное представление о том, как всё должно работать, изменения, вносимые в жизнь этими институтами, проникали в обыденную. психологию, типичную жизненную позицию и т. п. Хотя мы говорим, что развитие ситемы определяется прежде всего внутренними фаткорами, т. е. сначала есть какие-то намерния, а потом их реализации, мы везде повсемесно в развитии цивилизации и человечества вообще наблюдаем и обратный процесс - когда те или иные компоненты культуры, созданные в первоначальных, наиболее прогрессивных центрах, проникают в жизнь дргуих людей и меняют их образ жизни, их культуру, их собственную цивилизацию. Именно заимствование и передача культурных достижений, которые, как эстафета, передётся от одного народа к другому, от одной цивилизации к другой цивилизации делает возможным развитеи человечества в целом. Именно приоритет культурной цивилизационной компонеты над биологическими и более простыми осциальными культурными компонентами, сложившимися в доцивилизованный период, типа языка, делает возможным развитие человечечтва как цивилизованного вида вообще, независимо от носителей этой культуры, от прирдных условий и т. п. Вся наша собственная культура, наша сегоднящшняя европейская и русская цивилизация, построена на мощнейшем фундаменте древнейших культур вавилона, Египта, на культуре греков, без которых нашего современного индустриального общества никогда бы не возникло. Все эти древние культуры входят составной частью в нашу культуру, они были просто заимстованы нами.

БСН: shimnik пишет: цитатаВот тут то и начинаются сложности Я сиречь Эго не только вы в моём понимании но и Маркс и Ленин и Сократ и если хотите Бог. Поскольку в предложенной вами интерпретации можно усмотреть разделение единого Эго, то я например не горю желанием этим воспользоваться "разделяй и властвуй" Не совсем понятно, где у меня говорится о таком разделении? Что значит "столь же материален"? мне всегда были совершенно непонятны матреиалисты, которые упорно твердили (и твердят): "информация - свойство материи". На самом деле информация - это информация, материя - это материя. Мы можем сказть, что информация существует объективно, так же, как и материя, но это совершенно равноправные сущности нашего (единого) мира, и во многом можно их независимо рассматривать друг от друга. Никому же не прдётв голову, прежде чме писать программу, скажем, там, измерять какие-то материальные характеристики компьютера. Мы знаем, конечно, что там есть какая-то физическая основа, но на разных компьютерах, с разными процессорами, сделанных из разных веществ, и т. п., одна и та же прорамма будет работать соврешнно одинаково, если на даном компьютере реализована поддержка языка. Подобные программы запускались ещё на компьютерах с вакуумными лампами, и это не мешало нам сохранять все приницпы прогарммирования и сами программы независимо от того, что мы заменяли одни компьютеры другими. Первые программы писали на ассемблере, сейчас на нём не пишет никто (за небольшими исключениями), однако вот эти, более совершщенные языки и интсрументы, которые мы используем сейчас для написания программ, были созданы именно на тех, примитивных компьютерах.


shimnik: БСН пишет: цитатаНе совсем понятно, где у меня говорится о таком разделении? Остановимся на согласии оего отсутствии

shimnik: БСН пишет: цитатаЧто значит "столь же материален"? Для меня инфомация это материя а материя если хотите информация

БСН: Общие закономерности развития сложных систем таковы, что это развитие происходит в виде смены неких относительно сатбильных периодов, сотсояний другими, между которыми случаются достаточно резкие качетсвенные переходы, и происходит струкутрная перестройка ситемы в целом. Мы можем выделить достаточно важные периоды в истории человечества, когда образ жизни людей менялся очень существенным образом, но я, в данном случае, не берусь рассматривать эту историю порлностью, а остановлюсь на последнем болшом периоде - именно периоде развития собственно цивилизации. Я собираюсь показать, что большой период - период цивилизации можно разделить на 4 меньших периода, анализ истории позволяет определить их продолжительность примерно в 1500-2000 лет, в настоящее врмея цивилизация в своём развитии прошла уже практически полномстью три периода, оказавшись перед необходимостью очередного существенного качетсвенного перехода, резких изменения структуры общества и т. п. Рзавитие цивилизации можно осчитывать с 3500-3000 гг. днэ, когда появляются первые города-государства. Таким образом, переход к цивилизации был очень существенным качественным переходом, совершившим огромные, крайне значитльеные изменения в образе жизни людей, их мировоззрении и т. п. Перед цивилизацией был большой период, подготовивший переход к цивилизации, когда большинство людей жило некими общинами, на постоянной террритории, в деревнях, небольших постоянных поселениях, при этом происходило в определённой мере уже формирование социальных отношений, определённых взглядов на мир, обычаев, мифов, и т. п. При этом не было значительного разделения функций людей внутри общин, хотя была уже некая админитсрация в лице вождей и т. п. Этот период начинается с неолитической революции 10-12 тыс. лет назад, когда человечество сатло перходить от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, от миграций к оседлой жизни в поселениях. Таким образом, можно считать, что этот большой период занял примерно 5-7 тыс. лет. В этом периоде человечество совершило важнейшие достижения - была развита техника земледелия, одомашнены основные изветснеы ныне животные и культурные ратсения, был создан ткацкий станок, вообще, заложена материальная и культурная основа для обустройства, в нашем понимании, домашнего быта. Следующим этапом должно было быть развитие и создание вещей, которые не являются необходимыми одному человеку для его обычных повседневных потребностей, а служат целям общества в целом.

БСН: Я пока беру перерыв примерно до 15:00, все желающие могут писать вопросы и комментарии по этой части.

БСН: Итак, около 3500 г. днэ человечество начало переход от общинной стадии развития к цивилизации. Основные отличия общинной стадии развития от цивилизации. Крайне занятно наблюдать, как пытаются некоторые учёные давать определение тому, что такое "цивилизация" (так же, впрочем, как и другим определениям). У них есть некое интуитивное понятие того, что такое "цивилизация", и под это интуитивное понимание они пытаются пристроить какие-то формальные признаки. На самом деле отличие цивилизации от общиннгой стадии достаточно очевидно (и не требует приплетания каких-то дополнительных формальных признаков вроде наличия письменности и т. п.) Новый культурный слой, который начал формироваться у людей после перехода к цивилизации, относится к объединению людей в большие общества. То есть, к обычному, индивидуальному, бытовому слою культуры начинает добавляться слой, в котором представления о мире задаются с позиции общества, а не конкретного человека. Несмотря на то, что люди и раньше жили грппами, ключевое отличие общины от большого общества заключается в том, что внутри общины отношения между людьми строились на личных отношениях, люди просто были знакомы друг с другом и непосредственно могли между собой урегулировать отношения, решить проблемы и т. п. Даже популярность и влияние знатных людей и вождей строилось на том, что вожди устраивали приёмы, пиры, показывали свою доблесть и иные качетва, т. е. ориентировались на личную оценку каждого члена своей общины. С переходом к цивилизации - большому обществу появляется круг людей, которые, относясь к эттому обществу, уже не знают друг дргуа лично, и поэтому начинают вырабатываться АБСТРАКТНЫЕ правила, некие нормы, в которых человек подчиняет себя уже не конкретному вождю, согласовывает дейтсвия свои не с конкретными людьми, а с неким абстрактным обществом. Создаются нормы, представления, которые отрываются от конкртеной, отдельно взятой общины, города и т. п. и начинают рассматриваться как нормы ВООБЩЕ, как законы ВООБЩЕ, как нечто, стоящее над конкретными людьми, нечто, отвечающее интересам общества ВООБЩЕ. Могут быть цивилизации без письменности, как империя инков, могут быть - без городов, как империя Чинхисхана, могут быть без центральной власти - главное, что должно быть - нормы, законы, культурный слой, в котром вещи рассматриваются с точки зрения не конкретных отдельно взятых людей, а общества вообще.

БСН: Зарождение цивилизаций происходит в долинах рек, где благоприятные природные условия способствуют получению высочайших урожаев и, как слдествие, высокой концентрации населения. Появляются очень большие поселения - города, в которых начинает складываться новая культура - культруа цивилизации. В городах происходит разделение функций между людьми - одни занимаются в основном сельским хозяйством - другие - ремеслом, появляются люди таких профессий, которых вообще не было в общине. Возникает необходимость унификации обмена и распределения товаров в пределах больших обществ, появляется бюрократия, выделяются как совершенно отдельный слой жрецы, военачальники и т. п. юдям, которые находились на стадии общин, сложно было внушить необходимость выполнения каких-то дейтсвий, изменения своей жизни в соответсвии с каким-то не вполне очевидными им правилами, подчинения каким-то абстрактным требованиям. Поэтому, при переходе к цивилизации, главным инструментом, для того, чтобы заставить людей подчиняться таким нормам, становится религия. Отчасти, сохраняется, пртерпевая трансформацию и модифицируясь под действием религии,и роль отдельной личности - вождя, который, как правило, объявляется сыном бога или что-нибудь в этом роде. Выполнение действий, при которых люди выполняют функции, задаваемые обществом, оправдывается всякими мифами, мистическими представлениями, всё это хитро опутывается ритуалами, соотносится с каким-то символами и т. п. Действия, которые выполняли люди тогда, они считали совершенно необходимыми, поскольку данные действия продиктованы богами или служат каким-то другим, соверешенно необходимым и обязательным целям. Таким образом, первый этап развития цивилизации состоял в развитии и закреплении определённых ритуалов, традиций-действий, людей просто приучали вести себя определённым образом, аргументируя какими-то хитрыми мистико-симвлическими мотивами. Современным людям крайне сложно себе представить, какую огромную власть и влияние имели жрецы со своими мистическими и символическими конструкциями в древнем обществе. Хотя эпоха самых древних цивилизаций настолько далека, что очень сложно точно реконструировать атмосферу того времени на каких-то известных и наглядных примерах, можно привести более близкий к нам пример - завоевание Мексики Кортесом. Хотя мексика к тому врмени вступила уже во 2й этап цивилизации, жрецы и древние религии играли там всё ещё гигантскую роль. Кортесу (с совсем небольшой собственной армией) помогла завоевать многомиллионную страну легенда о Кетцалькоатле, который был одним из богов местного пантеона. Сами ацтеки во время осады Теночтитлана смогли разогнать почти полностью 120-тысячную армию союзников Кортеса, всего лишь пустив слух, в котором высказывалась, якобы, воля богов. Если говорить о главном стремлени, и главной ценности, котрой была пропитана, и на котрой держалась культура первого этапа цивилизации, то этой ценностью была привычка - вся жизнь была - слепое запоминание определённых ритуалов, традиций, и догматическое им следование. Для жителей последующих эпох это было бы крайне странным, но для них, носителей первоначальной культуры все действия имели смысл САМИ ПО СЕБЕ. Точнее, смысл подменялся какими-то совершенно бессмысленными мистическо-символическими пояснениями. В принципе, вские суеверия, ритуалы и пр. сохранились и до нашего времени, я думаю, каждый может вспомнить, что есть люди, которые и сейчас придают большое значение всяким приметам и суевериям, будчи соврешенно не в состоянии толком пояснить, почему нужно, или, наоборот нельзя, соврешать какие-либо действия.

БСН: Безусловно, многие из всех этих традиций и ритуалов, на самом деле имели смысл, но мифическо-симвлическая их трактовка преследовала цель объяснить необходимость всего этого простым людям. В некоторой мере смысл (и цену) всех этих религий и мифов знали очевидно, только жрецы. Сила мифов позволяла управлять государством, строить грандиозные сооружения, подобные гигантским пирамидам, которые сохранились и по наши дни в Америке и в Египте, мифами была пропитана вся государственная политика. Если нужно было перенести столицу государства из одного города в другой, это требовало перестройки всей мифологичкской системы, в результате чего бог, который был соотнесён с этим городом, значительно усиливался среди других богов, он мог превратиться из второстепенного бога в местного Зевса. Однако, соврешнно необходимо отметить и важные достижения, которые оставила нам в наследие первая эпоха цивилизации. Основным интститутом, который получил мощное развитие и совершенствование на протяжении первого этапа цивилизации, была бюрократическая система. Суть бюрократов в том, чтобы получать предписания и выполнять эти предписания, причём выполнять, желательно, в точности так, как в этих предписаниях укзано. То есть основной функцией бюрократов, как тогда, так и сейчас, явлется поклонение инструкциям, и устанавливаемому инструкциями порядку, которые они запоминают и почитают. Безусловно, имеется некая область деятельности, в котрой именно так дествовать и нужно. Древние цивилизации разработали и отладили до совершенства принципы работы бюрократического аппарта, принципы планирования, расчёта собираемых и расходуемых ресурсов, приинципы управления сложнейшими и отвественными мероприятиями, такими, как строительство ирригационных систем или пирамид, и т. д. Все эти навыки и нормы, прочно и навсегда внеся в повседневную жизнь и мировоззрение человека представления о необходимости выполнения в каих-то ситуациях определённых процедур, сотсавили первый культурный слой цивилизации, и вошли составным элементом и в нашу культуру. Потсроение этого культурного слоя было большим достижением. Люди научились и приучились к тому, чтобы выполнять отдельно, независимо друг от друга, некие действия, направленные не на их собственные и очевидные в рамках их обычных индивидуальных представлений, цели, а на цели, которые имеют смысл в рамках большого общества. Эта культура, закрепившая складывавшиеся отношения, рспредлеение функций, механизмы взаимодествия и соглсования действий между людьми, которые не знают друг друга и не общаются непосредственно, в рамках единой программы, зарепляла и поддерживала именно этот образ жизни - образ жизни в составе цивилизации. Госудаства могли рушиться и впадать в кризисы, могла рушиться система власти, однако люди, в головах которых уже сидели эти культурные нормы, заново объединялись и воссоздавали своё большое общество. Эти культурыне нормы, будучи перенесёнными на другие народы, дали им возможность оптсроить свои цивилизации, пльзуясь уже готовым наследием, готовыми образцами, вместо того, чтобы долго собственным путём идти к собственной цивилизации.

БСН: Итак, остановимся на том, что сущностью мировоззрения для людей первого этапа, было следование практическому императиву. Во взаимодействии с другими людьми и в своей деятельности в большом обществе человек ориетнировался, прежде всего, на выполнение определённых формальных норм, на соблюдение определённых формальных законов, которые имели вид жёстких предписаний, псоледовательности неких действий, которые нужно выполнить. Добродетелью в этом обществе считалось чёткое и неуклонное соблюдение ритуалов, предписаний, обычаев и т. п., которое только и давало человеку право рассчитывать на поддержание и подтверждение своего статуса в обществе. За всем этим люди, безусловно, видели определённый смысл, который оправдывал их усердие. С нашей точки зрения, безусловно, глупость видеть смысл в жёстких правилах, обычаях и риуалах, но и внаши дни ещё кое-где сохранились остатки этой культуры не в переработанном, включённом в последующие пласты, а ещё в том, относительно самостотельном и самоценном виде. В качестве заповедников такой культуры, сохранявшейся вплоть до настоящего времени, можно привести горные селения северного кавказа и др. Безусловно такие ценнсоти, как почитание првычек и обычаев, глубоко засели в головах людей, живших в первую эпоху. Им казалось, что всегда и впредь любые изменения общества будут заключаться втом, чтобы вырабатывать новые ритуалы, предписания, обычаи и т. п. У любого человека есть склонность соврешать привычные действия и избегать соврешния каких-то новых действий, противоречащих его привычкам. Эта склонность, подкреплённая верой в то, что именно соблюдение традиций и привычного хода вещей явлется наиважнейшим и едиснтвенно верным порядком, не давала людям переосмыслить необходимость изменения своего поведения, когда все ограничения и недостатки первой модели стали уже проявляться. Следовательно, здесь мы уже заметим, что главнейшим, что нужно было менять для дальнейшего развития, и что препятствовало дальнейшему развитию, была система ценностей, была эта, законсервированная в культуре и образе жизни склонность, склонность и уверенность в том, что смысл жизни в следовании обычаям, предписаниям, в выполнении определённых известных и имеющих самостоятельный смысл, действий. Для того, чтобы общество развивалось дальше, нужна была смена системы ценностей, переход дальше по линии 4х ценностей от одной ведущей ценности к другой.

shimnik: Все вами написанное и интересно и пока не встречает у меня какого либо противоречия печатаю этот пост поскольку неудобно вы представляете материал а в ответ тишина.

БСН: Интересно, что признаки кризиса, неэффективности старой системы и необходимость её реформирования осознавали некоторые люди как в цивилизациях первой эпохи, так затем, в цивилизациях второй, и в цивилизации третьей (т. е. наше время). Попытка реформирования традиционной системы, ликвидация засилья жрецов и смены акцентов в управлении страной в Египте была предпринята Аменхотепом 4м, взявшим имя Эхнатон. Эта реформа проводилась в конце периода величия Египетского царства, царство ещё было достаточно сильным, но признаки кризиса были уже видны. Примерно через 100-150 лет после Эхнатона будет вторжение народов моря, смута, крах Нового Царства, а дальше - постепенная деградация первой из великих держав и цивилизаций, в окружении возникающих и возвышающихся новых соседей. Эхнатон, видя признаки кризиса, пытался проводить реформу традиционными для своего времени методами – как религиозную, реформу мифологической системы. В дальнейшем точно так же Цезарь будет проводить реформу в сфере политики, а коммунисты – будут уверены, что нужна экономическая реформа. Эхнатон не до конца понимал глубинную причину проблем и всю сложность перестройки страны и общества. Для того, чтобы реформа получилась, нужно было изменить психологию людей, нужно было найти и каким-то образом попытаться внедрить, прежде всего, новую ценностную основу, на базе которой египетская цивилизация могла бы перешагнуть этот барьер, который останавливал её дальнейшее развитие, перешагнуть во второй этап. Реформы Эхнатона не нашли необходимого уровня понимания в народе, который в силу своей психологии, продолжал склоняться к старым традициям и верить в старых богов. Поэтому реформа провалилась, и, через некоторое время после смерти Эхнатона, основные положения реформы были отменены. Тем не менее, реформа всё же несколько модернизировала Египет и позволила ему протянуть ещё какое-то время. Вполне возможно, что основные положения реформы не пропали, а стали некой отправной точкой для развития уже следующих религий и учений.

БСН: Крах системы цивилизаций первого типа и переход ко второму этапу Прежде всего, нужно сказать, что, зародившись вначале отдельно, цивилизации вскоре вошли в соприкосновение и создали единый цивилизованный мир. Ещё в 19м веке европейцы не имели ни малейшего представления об истории этих первых древних цивилизаций. Более того, упоминания о древних городах, таких, как Троя, Вавилон и т. д., встречаемые ими у античных авторов, они считали мифами. Открытие ими истинных масштабов распротсранения цивилизации в 3-2 тысячелетии днэ. повергло их в удивление. Существовал единый цивилизованный мир, между странами которого, через тысячи километров велась интенсивная торговля, они вели войны, заключали союзы и договоры, они обменивались культурными достижениями и т. д. Все эти цивилизации - самые древние цивилизации Египта и Междуречья, цивилизации Крита и Греции, государство хеттов, цивилизации на берегах Инда имели сходные черты. И эти черты сильно отличали их от более поздних цивилизаций, которые можно было бы отнести к античной эпохе. Везде быда велика роль религии и жрецов, храм был центральным зданием в городе. Иногда даже храм сам по себе и был городом - там хранились запасы продовольсвия, там работали ремесленники, там проводились всякие ритуалы, там жил царь со своей свитой и т. п. Цивилизации в Греции этого периода не были похожи на позднюю античную греческую цивилизацию, но были похожи на цивилизации Египта и Междуречья. Основой древних армий были колесницы, которые легко громили варваров на равнинах. Однако во втором тысячелетии днэ эти цивилизации начинают переживать внутренний кризис. То, что происходило тогда, очень сильно напоминает более позднюю ситуацию - середина 1 тысячелетия нэ, когда рушились уже античные цивилизации. Так же, как и тогда, во 2м тысячелетии днэ, вслед за ослаблением и упадком цивилизаций первой волны, началось великое переселение народов. Совершенно очевидно, что этому переселению и вторжению варваров предшествовал внутренний кризис этих цивилизаций. Всё это хорошо подтверждается археологическими раскопками, но, если картину времён распада Римской империи мы можем воссатновить достаточно точно, то картину первого кризиса восстановить весьма затруднительно. Примерно в середине 2 тыс. днэ происходит вторжение ариев в Иран, затем в Индию, где происходит упадок существовавших там цивилизаций, наступает тёмная эпоха, приведшая затем к формированию уже новой индийской цивилизации и культуры. Точно такая же картина наблюдается в Греции. Греция, как цивилизация, заложившая основы современной европейской культуры, всегда представляла особый интерес. Сейчас можно сказать точно, что не было перехода от цивилизации Микен и Крита к последующей античной цивилизации - новая греческая цивилизации была создана пришельцами, варварами, которые замещают, частично ассимлируя, прежнюю культуру и прежних обитателей региона. Мощное государство хеттов, занимающее территорию современной Турции, исчезает, как будто его и не было. Из египетских источников мы узнаём о вторжении "народов моря" в Египет, примерно это событие датируется 1200 днэ. Хотя фараон отражает вторжение, затем Егиепт быстро слабеет и распадается, страна уже никогда не вернётся к былому могуществу. Итог: древние цивилизации не смогли перестроиться, на их место пришли варвары, которые, переняв культуру первых цивилизаций, создали затем свои, новые цивилизации. Над варварами не довлели многовековые традиции, и они смогли куда легче изменить свою психологию, которая стала основой для дальнейшего прогресса мировой цивилизации в целом и дальнейшего наращивания культуры. к сожалению, многое из материального культурного наследия древних цивлизаций было потеряно, в "тёмные века" происходил общий упадок культуры, в Греции, например, была забыта письменность, заброшены города, утрачены врменно другие признаки высокой культуры. Но, тем не менее, всё же это был прогресс.

БСН: предлагаю задавать вопросы по первому этапу. ну или может комментарии какие-нибудь захотите написать...



полная версия страницы